Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор, мощно обогащающий развитие детей.
Развивающая предметно-пространственная среда представляет собой единство специально организованного пространства как внешнего (территория ДОУ), так и внутреннего (групповые, специализированные, технологические, административные и иные пространства), материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Группы
В детском саду 13 групп, из них 5 групп раннего возраста (1-3 года) и 8 групп дошкольного (3-7 лет). Каждое групповое помещение имеет приемную, игровую, спальню, буфетную и туалетную комнату.
Оформление всех групп в детском саду отвечает санитарным нормам, требованиям, реализует систему личностно — ориентированного взаимодействия участников педагогического процесса, является эстетичным, красочным, создает уют и комфорт для ребенка. Все оборудование, предназначенное для детей, находится в зоне их активной деятельности. Доступность материалов функционально-игровых предметов помогает воспитывать у детей самостоятельность, реализует стремление к творческому моделированию игровой ситуации, окружающей среды.
В помещении ДОУ имеются методический, медицинский кабинеты, музыкальный зал, физкультурно-оздоровительный комплекс, который включает в себя: бассейн, сауну, фитобар, спортивный зал; кабинет педагога-психолога, кабинет учителей-логопедов, экологическая комната, песочная студия, студия творчества, комната В. Воскобовича, кабинет робототехники.
Все помещения оснащены необходимым современным оборудованием, учебно-дидактическими пособиями, техническими средствами обучения.
Методический кабинет
Методический кабинет – это центр, обеспечивающий педагогов необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Целью функционирования методического кабинета является учебно-методическое, информационно-ресурсное, консультативное, опытно-экспериментальное и диагностическое обеспечение образовательного процесса для совершенствования качества образовательной работы нашего дошкольного учреждения в соответствии с установленными требованиями.
Медицинский кабинет
Медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивается медицинским персоналом (медсестрой, врачом-педиатром). Для работы медицинского персонала предоставляется специально оборудованный медицинский блок, включающий медицинский, процедурный кабинеты, изолятор.
Музыкальный зал
Музыкальный зал – это светлое просторное помещение, визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и различные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей. Оборудование и материалы музыкального зала призваны решать задачи приобщения детей к музыкальному искусству, развития музыкальных способностей, музыкального восприятия, исполнительства, творчества, воспитания музыкального вкуса.
С целью повышения эффективности процесса обучения и развития дошкольников, развития музыкально-сенсорных способностей используется интерактивная доска, установленная в музыкальном зале.
Спортивный зал
Спортивный зал полностью оснащен необходимым физкультурным оборудованием и пособиями для развития и оздоровления детей в соответствии с современными требованиями. Зал достаточно просторный, хорошо освещен. Выделен центр коррекционно — развивающей работы, в нем размещены детские тренажеры: велотренажеры, министеппер, беговые дорожки, физиороллы, гребные тренажеры, мини твисты и другое.
Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования входят самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
Спортивная площадка
Спортивная площадка – это компонент участка детского сада (развивающей физкультурно-игровой среды дошкольного учреждения), предназначенный для проведения с детьми утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных и спортивных игр, спортивных праздников и развлечений. Спортивная площадка оборудована физкультурным оборудованием, городошной площадкой, «Школой мяча».
Бассейн
Бассейный комплекс включает в себя бассейн, разминочный зал, раздевалку, фитобар, душевые кабины, сауну. Занятия в бассейне способствуют правильному формированию стоп и позвоночника, развивают дыхательную и сердечно сосудистую системы детей дошкольного возраста. Для того, чтобы занятие в воде в детском саду было продуктивным и увлекательным для детей, используются спортивные и игровые материалы: планки из пенопласта; мячики; игрушки для катания; игрушки для ныряния; надувные круги.
Для снятия напряжения, релаксации и оздоровления используется сауна. Она соответствует всем требованиям и нормам. Дети отдыхают и дышат теплым воздухом на приятных деревянных скамейках, после этого им предлагается вкусный чай в уютном фитобаре.
Песочная студия
Песочная студия — отдельное помещение, в котором проходит дополнительная образовательная деятельность с детьми. В студии имеются стол с подсветкой, видеокамера, ноутбук, настенный экран, где дети могут повторять движения за педагогом, видеть способы выполнения работы. 6 детских столов с подсветкой дают возможность организовать увлекательную деятельность с подгруппой детей. Песочное рисование – удивительное рисование на песке, оно захватывает и погружает в мир фантазии и сказки. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками с использованием разноцветного песка. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море и прочее.
Экологический центр
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметной среды. Такой средой является экологический центр, который предназначен для проведения экологических занятий, экспериментирования в лаборатории, самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природного мира. В экологическом классе размещена интерактивная доска, мобильная карта Томской области со съемными вкладышами животных и растений, макет экологической тропы, позволяющие сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.
Студия творчества
В студии творчества созданы условия для сохранения в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, развития самостоятельности и творческой инициативы. Удобно расположенные на уровне детей полочки в виде цветка, грибов, бабочек вовлекают детей в мир фантазии, которую они с удовольствием воплощают в творческую композицию и размещают на выставочной экспозиции.
Кабинет учителя – логопеда
Речевое развитие – важнейшее условие полноценного развития детей. Для коррекции речевых недостатков обогащения и совершенствования речи в нашем дошкольном учреждении создана благоприятная коррекционо-развивающая среда. Все пространство кабинета разделено на центры, в соответствии с основными направлениями коррекционной работы.
Центр индивидуальной работы оборудован дидактическим столом с настенным зеркалом. Имеются полукруглые столы для групповой работы с детьми. Рабочее место учителя-логопеда оборудовано столом, стулом. Имеется шкаф-купе с зеркальными дверцами, в котором хранится дидактический материал, инструментарии для постановки звуков.
Кабинет педагога-психолога
Для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также адаптации в детском саду имеется кабинет педагога-психолога.
Кабинет оснащен шкафом для хранения игрушек, который имеет плавающие легкие двери, что позволяет детям самим выбирать игровой материал. Пространство кабинета организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности педагога-психолога и разделено на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Зона диагностической и коррекционно-развивающей работы совмещены и очень функциональны.
Кабинет робототехники
Для вовлечения детей и их семей в техническое творчество в детском саду имеется кабинет робототехники. Кабинет оснащен ноутбуками Lenovo с программным обеспечением, конструкторами LEGO DUPLO, ПервоРобот LEGO WeDo, LEGO — конструкторами, MAGFORMERS, Робомышью, Роботом Ботли, робототехническим набором Roborobo Robo Kids, базовым набором LEGO® Education WeDo 2.0 (MILO), базовым набором MINDSTORMS EV3 LEGO EDUCATION. В кабинете робототехники проводятся занятия по дополнительным общеразвивающим программам «Лига роботов» и «Лего – Лэнд».
Комната развивающих игр В. Воскобовича
В детском саду имеется комната В. Воскобовича, в которой представлено дидактическое и развивающее оборудование, способствующее интеллектуально — творческому развитию дошкольников: «Фиолетовый лес», большие и малые коврографы «Ларчик», дидактические наборы на подгруппу детей «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Чудо соты», головоломки, наборы шнуровок разной модификации, дидактические игры «Лепестки», пирамидки «Черепашки» и другое.
Цветочная оранжерея
Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание является одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Оранжерея, созданная в нашем детском саду, является зоной экологического развития дошкольников, местом отдыха и психологического комфорта сотрудников и гостей ДОУ.
Условия и организация питания в детском саду
Основной целью организации питания в детском саду является создание оптимальных условий для укрепления здоровья и обеспечения безопасного и сбалансированного питания воспитанников, осуществления контроля необходимых условий для организации питания, а также соблюдения условий поставки и хранения продуктов в дошкольном учреждении.
Организация питания осуществляется в соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», с изменениями от 02.07.2021 года, нормами СанПиН 2.3/2.4.3590 – 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», действующими с 01.01.2021г., СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Питание детей осуществляется в соответствии с утверждённым заведующим 10-ти дневным меню, которое составляется посезонно: зима – весна, лето – осень. Меню разрабатывается с учётом среднесуточного набора продуктов для каждой возрастной группы, объёма блюд для каждой возрастной группы, нормы физиологических потребностей. Для детей, нуждающихся в лечебном и (или) диетическом питании, разрабатывается индивидуальное меню с учётом заболевания ребёнка (по назначению лечащего врача).
Организация питания обучающихся в группах осуществляется под руководством
воспитателя и заключается в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи, воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.
Контроль за качеством питания, витаминизации блюд, закладки продуктов, выхода блюд, вкусовых качеств пищи, санитарного состояния пищеблока, правильности хранения и соблюдения сроков реализации продуктов осуществляет шеф – повар, медсестра, ответственный за питание (бракеражная комиссия). В целях контроля за качеством и безопасностью приготовленной пищи на пищеблоке шеф – поваром отбирается суточная проба от каждой партии приготовленной пищевой продукции.
Пищеблок оснащен всем необходимым оборудованием в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм: электрическая плита, электросковорода, электрокипятильник, котел пищеварочный, электромясорубка, машины протирочные, овощерезательные, холодильники, лари для овощей, зонт вентиляционный, столы производственные нержавеющие, стеллажи металлические нержавеющие, моечные ванны, раковина для мытья рук.