ПРОЕКТ
«КРОХОТНЫЙ МИР БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Паспорт инновации
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ «МИР БЕЗ ПРЕГРАД»
Актуальность:
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов, общество не готово принять инвалида как равноправного члена социума, не готовы все: дети, педагоги, родители.
Проблемой является и ограничение доступа детей-инвалидов к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.
В то же время в Национальном стандарте Российской Федерации установлен комплекс социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов, в котором определено право детей-инвалидов на помощь в получении достойного и полноценного образования. Но, к сожалению, на сегодняшний день, дети-инвалиды получают лишь специализированную медицинскую и психологическую помощь, но не имеют доступа к посещению обычных дошкольных учреждений.
Наличие данных проблем, социально-экономическая и демографическая ситуации подтверждают целесообразность и необходимость проведение работы, связанной с организацией с улучшением положения детей-инвалидов, улучшения их качества жизни.
На сегодняшний день наше дошкольное учреждение готово разработать систему мероприятий, способствующей успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка.
Идея:
Разработка и апробация системы комплексного сопровождения ребёнка-инвалида, направленной на обеспечение условий для удовлетворения потребности личности ребёнка, его социализацию в среду здоровых сверстников, интересы и запросы родителей.
Объект:
Воспитательный и образовательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения и воспитания «особого» ребёнка.
Предмет:
Координация деятельности специалистов и педагогов ДОУ, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Цель:
Формирование эффективной системы поддержки детей-инвалидов и их семей.
Задачи:
- Создание условий для интегрированного включения детей в образовательную среду, социум.
- Отработать модель социально-психологической адаптации детей-инвалидов с выраженными двигательными нарушениями к воспитательно-образовательной среде сада.
- Разработать нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
- Воспитание толерантного отношения здоровых детей и их родителей к «особенным» детям.
Гипотеза:
Если участники эксперимента разработают и апробируют систему комплексного сопровождения детей-инвалидов, то это создаст благоприятные условия пребывания в группе сверстников, будет способствовать развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого особенного ребенка адаптационные механизмы к социуму.
Диагностический инструментарий:
- Диагностика уровня развития детей, выявление индивидуальных особенностей психофизического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов (интеллект, внимание, память, мышление, речь), социальный статус ребёнка, стиль общения воспитателя с ребёнком, родителя с ребёнком.
- Тестирование педагогов на предмет готовности к экспериментальной деятельности.
- Анкетирование родителей «Отношение к «особому» ребёнку».
- Психолого-педагогическое наблюдение за детьми на предмет установления взаимоотношений в группе сверстников.
Ожидаемый результат:
- Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с выраженными двигательными нарушениями.
- Совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с выраженными двигательными нарушениями.
- Создание коррекционно-развивающего пространства в ДОУ при социализации детей с особенностями развития.
- Обеспечение педагогических и организационных условий интеграции: (кадровое обеспечении, наличие МТБ, реализация современных образовательных и коррекционных программ и технологий, просветительская деятельность).
Сроки эксперимента:
Январь-2011 – декабрь 2013
Этапы эксперимента:
- Подготовительный этап: диагностико-формирующий (январь 2011 г. – август 2012 г.)
функции: диагностическая, проектировочная организационная.
- Выявление проблемы
- Обоснование актуальности
- Постановка цели, определение задач
- Создание системы мониторинга.
- Разработка индивидуальных образовательных программ для детей-инвалидов.
- Ресурсное обеспечение для инклюзивного образования.
- Разработка нормативной и методической документации для сопровождения воспитательного и образовательного процесса.
- Разработка концепции развития ДОУ.
- Разработка системы дополнительного образования.
2. Практический (сентябрь 2012 – октябрь 2013)
функция: деятельностная
- Организация системы ПМП сопровождения процессов внедрения ИО
- Материально-техническое обеспечение специальных условий обучения и воспитания детей-инвалидов.
- Совершенствование кадрового обеспечения (КПК по теме эксперимента, обучение специалистов)
- Создание единого информационного пространства.
3. Обобщающий: (ноябрь-декабрь 2013)
функции: аналитическая, контрольно-коррекционная, разработка методических рекомендаций по интеграции детей-инвалидов в ДОУ.
- Эффективность созданных условий для повышения степени комфортности и интеграции детей в образовательной среде, социуме.
- Анализ эффективности модели социально-психологической адаптации детей-инвалидов с выраженными двигательными нарушениями к воспитательно-образовательной среде сада.
- Оптимальность использования нормативной и методической документации, сопровождающей воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
- Оценка степени социализации детей в обществе.
- Изменение физического и психического состояния детей.
- Изменение отношения социума к «особенным» детям.
Прогноз возможных негативных последствий:
- Возникновение сопротивления новому, на преодоление которому потребуются какие-либо дополнительные ресурсы
- Возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем, коллектива родителей обычных детей и родителем «особого» ребёнка в виду вмешательства в проблему «особого» ребёнка.
Способы коррекции:
- Своевременное принятие управленческих решений на основе текущего мониторинга, внесение дополнений и изменений в нормативные акты, регулирующие экспериментальную работу.
- Проведение информационно-разъяснительной работы среди родителей, педагогов о преимуществе данной системе сопровождения ребёнка.
Состав участников:
Заведующий, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя-логопеды, педагог-психолог, руководители физического воспитания, музыкальные руководители, педагог дополнительного образования, медсестра по массажу, сопровождающие.
Функциональные обязанности:
Заведующий (Прокопьева С.В.) – осуществляет общее руководство экспериментом, формирует концепцию исследования, организует и контролирует ход эксперимента, анализирует результаты.
Зам.зав. по ВМР (Жданова В.Ю., Хомякова Ж.В.) – формируют концепцию исследования, разрабатывают программу и подбирают диагностические методики, организуют и контролируют ход эксперимента, анализируют результаты, участвуют в корректировке.
Воспитатели и специалисты ДОУ являются исполнителями эксперимента, участвуют в подборе диагностических методик; разработке и внедрении экспериментального содержания и образовательных технологий.
База эксперимента: МДОУ «ЦРР – детский сад № 60»
Масштаб эксперимента: 2 года
Тип эксперимента: констатирующий.
Статус эксперимента: региональный
Форма представления результатов эксперимента:
Ежегодный отчёт по результатам каждого этапа, включающий аналитический отчёт по задачам эксперимента. Информация на сайте ДОУ.
Научно-методическая обеспеченность эксперимента:
Генеральная Ассамблея ООН, 2006 г., Конвенция о правах инвалидов, в которой в целях реализации права на образование детей с особыми образовательными потребностями без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни (ст. 24.2).
Постановление Государственной Думы от 20 мая 1999 года № 3993-П ГД, в решении Коллегии Минобразования России и распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», исполнение подпунктов «а», «д» пункта 1 перечня поручения Президента РФ от 17 апреля 2009г. № Пр-937 по итогам заседания Совета при Президенте РФ по делам инвалидов,
Типовое положение о ДОУ от 12.09.2008г., где регламентируется организация совместного воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития, письмо Рособразования о необходимости принятия дополнительных мер, обеспечивающих приспособление объектов социальной инфраструктуры ОУ для беспрепятственного доступа инвалидов от 23.03.2009г. № 491712-16, поручение Президента РФ от 19.05.2008г. в программе реализации ПНПО о «Развитии дистанционного образования детей-инвалидов», решение коллегии МОиН РФ от 09.12 № пк-10 «С мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» и др. Подпункт 8 в ред. Закона об образовании Томской области от 05.05.2003 № 65-0
Закон о социальной поддержке инвалидов в Томской области от 28.08.2003 г. № 790.
Постановление Администрации ЗАТО Северск «О реализации отдельных государственных полномочий по воспитанию и обучению детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях № 3865 от 16.11.2009 г.
Методы эксперимента:
Выбор методов исследования обусловлен: показательностью. Простотой исполнения, наличием игрового мотива, доступности организации и позволяет увидеть каждого ребенка.
Эмпирические
- изучение литературы;
- изучение инструктивно-методических документов;
- тесты;
- рейтинг;
- анализ работы ДОУ;
- наблюдения;
- опросы;
- передовой педагогический опыт.
Практические
- моделирование;
- сравнение;
- обобщение;
- классификация.