Авторские программы и проекты

Программа «АЛЫЙ ПАРУС»

Казак О.А., педагог дополнительного образования

 

Пояснительная записка

Программа «Алый парус» является программой дополнительного образования детей социально-педагогической направленности. В  основе программы лежит теория решения изобретательских задач.

Новизна данной программы состоит в том, что методы ТРИЗ, которые используются на занятиях, позволяют обучать детей технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории решения изобретательских задач приобретаются не только навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

Актуальность.

В настоящее время большое внимание в дошкольной педагогике уделяется социализации ребёнка в обществе, развитию его творческого потенциала. Это, прежде всего, сформированность коммуникативных способностей, креативного мышления, творческий подход к решению проблем, умение адаптироваться к  изменениям окружающей социальной среды. Как научить ребенка жить в динамичном, быстро развивающемся мире?

Основные составляющие этого умения:

  • понимать новые реалии,
  • быстро ориентироваться в них,
  • обучать самого себя,
  • принимать самостоятельные решения,
  • быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

И чтобы научиться решать эти задачи, нужно освоить определенный образ мышления, усвоить на доступном детскому пониманию уровне диалектические законы развития. Работа Вераксы Н. Е. «Диалектическое мышление дошкольников» свидетельствует о возможности формирования диалектического мировосприятия к 7 годам.

Цель программы:

Развивать творческое воображение, формировать навыки сильного мышления, способствовать развитию поисковой активности, речевого творчества.

Задачи программы:

  • развивать умение представлять то, что не существует, создавать заведомо новое, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях; формировать навыки целенаправленного, осознанного управления  воображением;
  • Формировать  чувствительность к проблемной ситуации.
  • Формировать у детей представление объекта как системы, умение сравнивать объекты по разным признакам.
  • Развивать умение выделять у объекта признаки и строить классификационные структуры в зависимости от значения признаков.

Учить описывать объект по его основному назначению и находить скрытые возможности.

Продолжать знакомить с неживой природой через методику «маленьких человечков».

Формировать познавательную активность, умение решать творческие задачи.

Формировать навыки речевой творческой деятельности – создание образных характеристик объектов (сравнения, метафоры, рифмованные тексты).

Обучать детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового?  Что было самым интересным? Что осталось непонятным?)

Развивать умение адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними; воспитывать культуру общения и прививать основные коммуникативные качества и навыки.

Детский сад работает по программе «Детство». Она предполагает использование элементов ТРИЗ.  Программа «Алый парус»  предлагает системно использовать данную технологию.

Сравнительный анализ задач обеих программ позволяет сделать вывод: задачи «Алого паруса» не дублируют задачи «Детства», а дополняют, расширяют их и дают возможность  подойти к их решению гораздо глубже и с творческих позиций.

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов у подрастающего поколения. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!»

Существуют экспериментальные площадки при ДОУ, работают консультпункты, где популяризируются идеи ТРИЗ-педагогики, Однако при всех преимуществах ТРИЗ-технология в системе работы дошкольных учреждений массово не используется, так как в специальной литературе есть только описание методов и приемов ТРИЗ-РТВ, но нет подробных рекомендаций по их использованию,  по перспективному планированию, недостаточно и специально разработанных занятий с включением приемов ТРИЗ.

Использование  приемов ТРИЗ-РТВ способствует:

  • Развитию интеллектуально-творческого потенциала.
  • Развитию познавательной активности, творческой инициативы.
  • Формированию первоначальных навыков творческого познания мира.

Форма организации детей – занятие.

Занятия проводятся с подгруппой детей. Численность группы – 10 человек.

Возраст детей – 5-7 лет.

Длительность занятий – 25-30 минут.

Периодичность занятий – 2  раза в неделю с детьми 5-6 лет, 1 раз в неделю с детьми 6-7 лет.

Занятия носят интегрированный характер, тесным образом связаны с окружающим миром, природой, развитием речи, изодеятельностью.

Срок реализации программы: – 2 года

Программа является экспериментальной, так как проходит апробацию в дошкольном учреждении с сентября 2009 года.

В  работе над программой «Алый парус» для первого года обучения использовалось пособие для педагогов дошкольных учреждений «Занятия по ТРИЗ в детском саду» Гин С.И. В нем представлен практический материал по использованию приемов ТРИЗ в детском саду для детей пятого и шестого года жизни:  календарно — тематическое планирование и конспекты занятий.

Но в «Алом парусе» применена другая последовательность использования приемов  (работа начинается с обучения приемам фантазирования и развития творческого воображения, так как именно это позволяет снять психологическую инерцию мышления). Увеличено количество тем.   Кроме тем, которые предложены в пособии  по усвоению основных понятии ТРИЗ (противоречия, системный оператор – 5 экранов) программа дополнена разделами «Игры-занятия по картине» (Методика И.Н. Мурашковска) и «Составление загадок, рифмованных текстов» (Методика А.Н. Нестеренко и Т.А. Сидорчук). Больше времени отведено созданию речевого творческого продукта.

Учебно-тематический план на 2-ой учебный год (подготовительная к школе группа) разработан самостоятельно. Дети выходят на новый уровень освоения материала – при изучении темы «Противоречия» включаются решения задач на противоречия, объекты рассматриваются на 9 экранах системного оператора, при обучении классификационным навыкам используется игра «Да-Нет» на загаданный объект природного или рукотворного мира. Дети учатся разгадывать сказочные загадалки с помощью игры «Да-Нет», создавать тексты сказочных задач для игры «Да-Нет».

 

Ожидаемые результаты.

Дети знают  приемы фантазирования и могут пользоваться ими для сочинения сказок;

  • Умеют находить и называть противоречивые свойства разных объектов и  явлений;
  • Умеют строить классификационные структуры;
  • Имеют  представление о веществах, из которых состоит предмет (ММЧ);
  • Умеют пользоваться СО;
  • Составляют загадки, рифмованные тексты.

 

Диагностические средства оценки эффективности программы:

Диагностика  творческого мышления детей 5 -6 лет (старшая группа)

1-ый год обучения

За основу диагностики уровня развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста взята методика авторов В. Синельникова, В. Кудрявцева.

Диагностика творческого воображения детей 6 — 7 лет (подготовительная к школе  группа)

2-ой  год обучения

Знания, умения, навыки детей оцениваются с помощью игр и творческих заданий.

Уровень творческого воображения определяется по  творческому продукту.

Для оценки  творческих работ детей  разработаны правила,  в основе которых лежат идеи Г.С. Альтшуллера и М.С. Гафитулина. Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности.  Правила оценки созданного творческого продукта позволяют не только определить, на каком уровне находится воображение ребенка, но и дают возможность поощрять его индивидуальность и творчество, что в свою очередь формирует устойчивый интерес к созданию нового.

 

Формы подведения итогов программы.

Проведение итоговых занятий.

КВН

Развлечение «Хозяин года»

Изготовление книжек (сказки, загадки, стихи).

 


Программа «ДОШКОЛЯТА ПОЗНАЮТ СЕБЯ»

Митрошкина О.Ю., руководитель физического воспитания

 

Пояснительная записка

Подготовка детей к школе  — главная задача любого дошкольного учреждения. Это в первую очередь подготовка детей к новым для него социальным условиям. Только  гармонично развитый, активный и здоровый ребёнок будет успешен в учебной деятельности, и разовьётся в творческую личность.

Развитие дошкольников происходит в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а так же под влиянием поступающей из окружающей среды информации. Дошкольный период является сенситивным для закладки фундамента здоровья и полноценного психофизического развития. Именно в этот период педагоги и родители должны воспитать в ребёнке «привычку» быть здоровым. Сформировать осознанно бережное отношение к собственному здоровью и  здоровью окружающих его сверстников. Создать условия для успешного формирования социальных навыков, осознания уникальности собственного «Я», уникальности окружающего мира. Родители и педагоги должны помочь ребёнку полюбить себя, своё тело и оценить объективно проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

Научно-технический прогресс привёл к тому, что двигательная активность детей стала очень низкой. Физкультуру, прогулки на свежем воздухе, походы в лес, подвижные игры заменил компьютер. Об этом свидетельствуют беседы педагогов с детьми и их родителями. Дошкольники проводят за электронными играми несколько часов подряд, нанося непоправимый вред собственному здоровью. Увеличение статичной нагрузки на определённые группы мышц вызывает их быстрое утомление, снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, ухудшается острота зрения. Эти факторы влекут за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку развития координации движений, ловкости, быстроты и силы. И, как следствие, страдает развитие интеллекта.

Мнения ученых различного профиля в отношении необходимости движений для детей полностью совпадают. Движение – органическая потребность, необходимое условие для гармоничного развития  ребенка, предупреждения многих заболеваний.

Психологи убеждены, что развитость движений может служить показателем нервно-психического развития детей дошкольного возраста.

(В.К.Бальсевич, В.Родионов и др.)

Задача взрослых состоит в том, чтобы обеспечить дошкольникам достаточную двигательную деятельность (эмоциональные  занятия физкультурой, активные подвижные и спортивные игры во время прогулки, трудовая деятельность на участке, движения под музыку, гимнастика после сна и другие).

Одним из основных условий эффективности физического воспитания дошкольников является развитие положительного отношения и интереса у детей к занятиям физической культурой.

Для обогащения физического развития детей и их оздоровления помимо традиционных  занятий физической культурой, развлечений, спортивных праздников, необходимо внедрение инновационных  здоровьесберегающих технологий.

В структуру занятий необходимо включать упражнения  корригирующей гимнастики, имитационно-подражательные движения, элементы самомассажа, дыхательные и общеразвивающие упражнения с элементами звуковой гимнастики, релаксационные упражнения и этюды, музыкальные этюды. Беседы  о значимости и уникальности собственного «Я» помогут воспитать осознанно бережное отношение к собственному здоровью.

Физические упражнения, основанные на кинезиологии, помогут развить внимание и память, сформировать пространственные представления, гармонизировать работу головного мозга в целом.

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Подвижные игры являются неотъемлемой частью двигательной деятельности дошкольников. Игра позволяет детям учиться с удовольствием. Специально подобранные подвижные игры помогут не только совершенствовать двигательные умения детей, но и развить их познавательную сферу.

 

Данная программа направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий.

Эти технологии носят профилактический характер и направлены на поддержание эмоционально-положительного тонуса воспитанников.

Отличительной особенностью данной программы от существующих программ по физическому воспитанию является реализация принципа «сопряжённого воздействия». Данная идея разрабатывалась многими специалистами (Баландин В.А., Каданцева Г.А., Родионов В.А.). Подвижные игры требуют от ребёнка активного проявления разнообразных физических возможностей. В то же время, игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на совершенствование личности ребёнка, психическое и умственное развитие (Запорожец А.В., Осокина Т.И., Рунова М.А.и др.). Применяемые физические упражнения и игры приводят к развитию физических качеств, которые, в свою очередь, способствуют развитию  психической  сферы  ребёнка. Например, развитие физического качества быстроты способствует развитию психических процессов —  быстроты восприятия и принятия решения. А подвижные игры приводят к заметному развитию слуховой и зрительной памяти. По мнению Buhter T. ( 1 ), благодаря играм, дети достигают двигательной ловкости, умения совершать те или иные движения: «… руки человека не могли бы хватать, ноги не могли бы ходить, бегать, скакать, если бы человек не упражнялся в этих движениях много раз в раннем детстве». Важнейшим условием успешного формирования социальных навыков, в том числе и обучения в школе, является развитие собственного «Я», осознание собственной уникальности и уникальности окружающего мира.

 

Цель программы

Способствовать психофизическому развитию детей 6-7 лет, имеющих невысокий уровень готовности к школе.

 

Задачи программы

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
  • Развивать физические качества (силу, ловкость, быстроту, гибкость).
  • Развивать координацию движений, статическое и динамическое  равновесие.
  • Развивать познавательные основные  психические процессы (память, мышление, восприятие, речь, творческое воображение, внимание, любознательность).
  • Способствовать развитию  коммуникативных навыков.
  • Развивать эмоциональную сферу детей.
  • Формировать у детей стремление к самопознанию и физическому самосовершенствованию.
  • Формировать осознанно бережное отношение к собственному здоровью.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый  интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
  • Воспитывать нравственно — волевые качества личности (выдержку, смелость, настойчивость, решительность, дружелюбие).

 

Программа предназначена для работы с детьми 6 лет (подготовительная к школе группа). Занятия проводятся в спортивном зале. Количество занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут.

 

Программа является экспериментальной, так как проходит апробацию в дошкольном учреждении с января 2008 года.

 

Основная форма реализации – занятие в спортивном зале. Форма обучения – групповая.

 

Занятия включают в себя:

  1. Краткие беседы о значимости собственного здоровья, о роли и важности частей тела в повседневной жизни любого человека, о значении самоконтроля над своим телом, о важности дружелюбного отношения к окружающим людям.
  2. Элементы корригирущей гимнастики в совокупности с имитационно- подражательными движениями.
  3. ОРУ с элементами звуковой гимнастики или образным сопровождением.
  4. Релаксационные упражнения с музыкальным сопровождением.
  5. Психологические этюды.
  6. Подвижные игры, направленные на развитие быстроты реакции, скоростно–силовых качеств, координационных способностей, внимания, самоконтроля, сотрудничества и взаимопомощи, зрительной и двигательной памяти.
  7. Подвижные игры, направленные на изучение собственного тела, на развитие умений управлять им, на развитие самоуважения и уверенности в себе.
  8. Игры с нестандартным оборудованием, направленные на осознание необходимости двигательной активности в жизни человека, умения преодолевать трудности.
  9. Специальные дыхательные упражнения (в сочетании вдоха и выдоха с движениями рук и ног, из различных исходных положений, диафрагмальное дыхание).
  10. Формулы психологической устойчивости.
  11. Элементы кинезиологической гимнастики.

 

Методическое обеспечение программы

1. Форма занятий

Используется  групповая форма организации занятий.

 

2. Методы и приёмы организации учебного процесса

На занятиях применяется  фронтальный метод организации детей.

Структура занятия состоит из 3 частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть включает:

  • Краткий рассказ или беседу, способствующие развитию синтетико-аналитической деятельности.
  • Разминку, состоящую из разных видов ходьбы, бега, ползания, прыжков; корригирующие, имитационно-подражательные движения. При этом педагог обязательно подчёркивает взаимосвязь различных частей тела и обращает внимание на их согласованную работу при выполнении  различных заданий. Упражнения в беге и ходьбе выполняются с изменением направления движения, с изменением скорости, длины шага. Данный приём способствует выработке временных и пространственных ориентировок, согласованности движений рук и ног, а также перекрёстной координации.
  • Специальные упражнения, восстанавливающие дыхание.
  • Общеразвивающие упражнения.

При выполнении ОРУ используются различные пособия, образное сопровождение. Также применяются  графические картинки с изображением упражнений. Данный приём позволяет улучшить качество и точность выполнения упражнений. Образное сопровождение позволяет превратить выполнение неинтересных для дошкольников упражнений в увлекательную игру. Особое внимание уделяется правильной осанке. Количество упражнений 6-8. Комплексы ОРУ должны содержать элементы кинезиологической  гимнастики (упражнения дублируются при проведении утренней гимнастики, на физкультурном занятии, в совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня).

Основная часть включает:

  • Психологические этюды.
  • Полосу препятствий.
  • 2-3 подвижные игры.

Этюды и игры подбираются согласно тематике данного занятия.

Заключительная часть включает:

  • Заключительной ходьбы с одновременным выполнением дыхательных упражнений
  • Специальные дыхательные упражнения с музыкальным сопровождением и релаксацией.
  • Разучивание формул психологической устойчивости.

Формула повторяется в течение 4 занятий. Всего заучивается 4 формулы. Затем повторение.

 

Для сохранения темпа и ритма движений при выполнении упражнений используются:

  • Музыкальное сопровождение
  • Четкие команды
  • Звуковые сигналы

 

Оборудование:

  1. Мячи разного диаметра и фактуры
  2. Гимнастические палки
  3. Гимнастические скамейки
  4. Нестандартное оборудование (платки, вата, «парашют», стаканчики из-под йогурта, полиэтиленовые пакеты, карандаши, листы писчей бумаги).
  5. Обручи
  6. Фитболы
  7. Простейшие тренажёры («диски здоровья», ролики, эспандеры)
  8. Кубики
  9. Индивидуальные коврики
  10. Массажные дорожки и мячи
  11. Мягкие модули
  12. Медболы

 

Дидактический материал:

  1. Графические картинки, отображающие физические упражнения или игровые задания.
  2. Аудиокассеты.

 

Технические средства обучения:

  1. Магнитофон

 

Методы обучения:

1. Наглядные:

  • Показ
  • Наглядные пособия (графические рисунки упражнений)
  • Зрительные ориентиры (разметка на полу, части тела)
  • Звуковые ориентиры (свисток, хлопки, музыкальные произведения)
  • Самопознание и психогимнастика
  • Жесты и мимика.

2. Словесные:

  • Поощрения
  • Логоритмическое сопровождение упражнений
  • Название двигательных действий

3. Практические

  • Повтор за воспитателем
  • Игровой
  • Многократного выполнения упражнений
  • Имитация
  • Самостоятельная двигательная активность

 

Диагностический инструментарий

Задачи

Формы диагностирования

1.Комплексное развитие физических качеств

Контрольные упражнения

  • гибкость
  • ловкость
  • быстрота
  • статическая выносливость рук
  • динамическая сила нижних конечностей
  • Скоростно-силовая выносливость

  • Наклон туловища вперёд (см)
  • «Полоса препятствий» — бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (стойки, кегли); подлезание под дугу (высота 40 см) (сек.) (3 попытки)
  • Бег на 30м (сек) (3 попытки)
  • Вис на согнутых руках (сек)
  • Прыжок в длину с места (см) (3 попытки)
  • Подъём туловища в сед за 30 сек. (раз)

2. Уровень зрелости нервных процессов

Методика Озерецкого Н.О. и Гуревича Н.И.

Развитие координации движений

Ребёнок должен поразить мячом цель размером 25х25 см с расстояния 1,5 м. (диаметр мяча 8 см)

Развитие статического равновесия

В течение 10 секунд ребёнок должен устоять на 1 ноге; другая нога согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90. после 30 секунд отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу

Развитие динамического равновесия

Ребёнок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на 1 ноге, продвигая перед собой носком коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно превышать 50 см

3. Диагностика коммуникативных навыков

Тест на определение социального статуса каждого ребёнка в группе сверстников
(проводится психологом ДОУ)


 


 

Программа «ПОЧЕМУЧКИ»

Фрюауф В.А., воспитатель

 

Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной. За основу  взята программа экологического образования детей «Мы»  Н. Н. Кондратьевой.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается  позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим.

Дети дошкольного возраста – активные исследователи окружающего мира. Поисково-исследовательская деятельность стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. В нашем ДОУ мы реализуем комплексную программу «Детство», которая предусматривает включение в работу с детьми игр-экспериментов, направленных на их экологическое развитие. Но оборудование в группах, с помощью которого организуется опытническая деятельность, это бутылочки, трубочки для коктейля, вата, ситечки и другой подручный материал – позволяет провести  небольшое количество опытов.

В детском саду имеется лаборатория, которая оснащена специальным оборудованием (колбы, пробирки, спиртовки, микроскопы и т.д.) и необходимыми материалами для исследования.  Работа в лаборатории позволяет педагогу работать с детьми малыми группами, использовать материалы, которые часто не используются в группе при большом количестве детей.  Одним из принципов, на которых строится современная педагогика, является принцип научности.  Суть данного принципа состоит в том, что  те знания, которые получают дети, должны быть научно обоснованы, доказаны. Поисково-исследовательская деятельность в лаборатории, оснащённой специальным оборудованием, позволяет реализовать данный принцип в полной мере.  Таким образом, идея дополнительных занятий поисково-исследовательской деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста обусловлена рядом факторов: наличием условий и  места для поведения данного вида занятий, возможностью осуществлять дифференцированный подход в развитии дошкольников, а так же возможностью реализовать один из ведущих принципов педагогики – принцип  научности в рамках экологического воспитания.

Работа кружка «Почемучки» эколого-биологической направленности проводится во второй половине дня. Обучение проходит в форме занятий с использованием игр — экспериментов в  лаборатории, оснащённой специальным оборудованием.

Программа рассчитана на два года и реализуется с детьми 5-7 лет. Время проведения занятия – 25 минут с детьми 5-6 лет и 30 минут с детьми 6-7 лет.

Цель программы:

Формирование экологических представлений старших дошкольников в  поисково-исследовательской  деятельности с использованием  специального лабораторного оборудования.

Задачи программы:

  • Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • Способствовать  развитию поисково–познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия с использованием лабораторного исследовательского оборудования.
  • Способствовать формированию и развитию у детей мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • Развивать у детей умение пользоваться лабораторным оборудованием  при проведении поисково-исследовательской деятельности;
  • Знакомить детей с назначением лабораторного оборудования;
  • Учить детей соблюдать правила безопасности в работе с лабораторным оборудованием.
  • Вызвать интерес к исследовательской, практической работе.

Ожидаемый результат:

Считаем, что благодаря системной работе поисково-исследовательской деятельностью в лаборатории, оснащённой специальным оборудованием,  будут расширены представления детей об окружающем мире, свойствах живой и неживой природы, сформируется умение пользоваться лабораторным оборудованием по назначению, дети усвоят правила безопасности при работе с ним,   а так же предполагаем, что  у детей повысится уровень сформированности таких психических процессов, как внимание, логическое мышление, память и мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение.

 

Диагностический инструментарий

для оценки эффективности программы

 

Для определения уровня сформированности знаний детей о свойствах живой и неживой природы, разнообразии её форм, использовался опросник (см. Приложение 1), который представляет собой …   программ  «Мы» Н. Н. Кондратьевой и «Юный эколог» С. Н. Николаевой.  При проведении диагностики оценивается: частота ответов, число предлагаемых вариантов в ответ на вопросы, их разнообразие. Опрос проводится два раза в год – в сентябре и в мае.

Умение детей пользоваться лабораторным оборудованием, и знания техники безопасности при работе с ним диагностируются через разработанный мною опросник (см. Приложение №2), а так же в ходе наблюдений за работой детей.

Для доказательства нашего предположения о том, что в ходе занятий поисково-исследовательской деятельностью в лаборатории со специальным оборудованием у детей повысится уровень сформированности таких психических процессов, как внимание, логическое мышление, память и мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение мы  выделили среди детей 6-7 лет непосещающих кружок  контрольную группу. Результаты психологической диагностики, проводимой педагогом-психологом с детьми подготовительных к школе групп, позволяют нам сравнить и проанализировать показатели развития вышеупомянутых процессов среди детей контрольной группы и детей, посещающих кружок.

 

Формы подведения итогов:

    1. Обобщающие итоговые занятия;
    2. Викторины;
    3. Представление педагогом программы на научных конференциях разного уровня.

 

Методическое обеспечение

Форма организации – занятие.

Каждое занятие состоит из двух частей:

Первая часть – теоретическая (изучение свойств объектов, выдвижение гипотезы).

Вторая часть – практическая:

  • игры – эксперименты;
  • логические задачи;
  • проблемные ситуации;
  • алгоритмы;
  • использование моделей,  схем.
  • фиксирование результатов в тетрадях, если это предусмотрено планом занятия.

 

Структура проведения игр – экспериментов:

  • Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
  • Проверка гипотез (экспериментально – исследовательская работа);
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей.

 

Методы и приёмы работы с детьми:

Беседы, наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, уход за животными и растениями).

Работа с родителями и пропаганда экологических знаний: планирование родительских собраний, совместных походов, привлечение родителей к участию в акциях, конкурсах, развлечениях.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • познавательный мотив (почему так?); ситуация выбора.

 

Лабораторное оборудование:

  1. весы – измерение массы веществ.
  2. воронки – переливания воды в  сосуды.
  3. зеркала — в организме человека есть вода.
  4. колбы – смешивания красителей,   реакция растворения кристаллов.
  5. компасы — самостоятельно определять стороны света и ориентировка в пространстве,  свойства магнита.
  6. лотки – аккуратность при работе, расположение  объектов для занятий.
  7. лупы – рассматривание объектов.
  8. мерные стаканчики – определять объем жидкости.
  9. микроскоп — увидеть строение растений,  капли воды, состав  почвы.
  10. песочные часы – определять время работы.
  11. пинцеты – возможность взять мелкие предметы, образцы для исследования, развитие мелкой моторики, заместитель   руки.
  12. пипетки – добавление красителей в пробирки, колбы.
  13. пробирки – смешивание красителей, реакция растворения кристаллов.
  14. прозрачные ёмкости различного объёма – смешивание красителей, проращивания семян.
  15. спиртовка — нагревание сосудов с водой,
  16. термометры водные — определять температуру воды по шкале,
  17. шприцы — упругость воздуха.
  18. штативы – подставка для пробирок.

Программа комплексного сопровождения детей 3-5 лет.

Мазавина В.Н., педагог-психолог, Зарубина Л.К., учитель-логопед,

Куликовская Л.М., музыкальный руководитель

 

Организация ПМП консилиума в ДОУ поставила специалистов детского сада перед проблемой: с одной стороны – загруженность специалистов работой с детьми старшего дошкольного возраста, поэтому работа педагога-психолога, логопедов сводилась к диагностике детей 3-5 лет и даче рекомендаций воспитателям и родителям ребенка; с другой стороны – загруженность детей занятиями, кружковой работой. Решая эту проблему,  было решено создать развивающую группу, на занятиях которой каждый специалист (логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель) решал бы свою развивающую задачу в рамках одного совместно продуманного и совместно проведенного занятия.

Идея создания таких развивающих групп на тот момент была не нова. Такие группы уже работали в детском саду № 58. Познакомившись с опытом работы коллег, мы решили организовать работу в условиях нашего ДОУ, используя материальную базу учреждения в комплексе.

Наш детский сад открыт в 1999 году. В нем 13 групп. Он имеет центр развивающего обучения, оснащенный мультимедийным комплексом (компьютер, принтер, проектор, большой экран, стереосистема), телевизором, видеомагнитофоном, видеокамерой, детской мягкой мебелью. В детском саду имеется бассейн с разминочным залом, сауной, фитобаром, массажный кабинет, кабинеты специалистов, зимний сад, экологическая комната, музыкальный и спортивный залы.

Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях нашего детского сада детям с незначительными нарушениями речи, проблемами в эмоциональной сфере и поведенческими трудностями на раннем этапе развития.

Проблемы ребенка невозможно решить одними занятиями. Необходимо, чтобы родители, сотрудники группы тоже были активными участниками проводимой развивающей работы. Поэтому, разработанная нами программа включает в себя работу с родителями, с педагогами и детьми.

Программа состоит из 3 разделов:

  1. Работа с родителями;
  2. Работа с педагогами;
  3. Работа с детьми.

 

1 раздел. Работа с родителями.

Достижение целей обучения, воспитания и коррекции воспитанников ДОУ предполагает самое активное участие их родителей, родственников, которые должны не только знать и понимать, что предпринимают специалисты, но и продолжать, дополнять их усилия в домашних условиях.

В настоящее время в нашей стране проводятся мероприятия, направленные на улучшение положения детей. Как отмечает А.И.Захаров (1997), «общество начинает все больше и больше  понимать, что его основы закладываются в детстве и психическое здоровье  — одно из наиболее ценных приобретений». Проведенный  Р.Ж.Мухамедрахимовым опрос матерей младенцев и детей раннего возраста, проживающих в Санкт-Петербурге, выявил острую потребность родителей в информации о том, как растут и развиваются дети, как учить детей, как играть с ними, как разговаривать с малышами. Таким образом, выявленные потребности еще раз свидетельствуют о необходимости поиска эффективных путей в работе с родителями.

С родителями детей развивающей группы проводятся индивидуальные беседы каждым специалистом, во время которых обсуждается зона актуального развития ребенка, его проблемы, пути их преодоления, просветительские беседы о возрастных особенностях детей, тренинговые занятия направленные на отработку навыков взаимодействия с ребенком 3-4 лет. На просветительские беседы и тренинговые занятия приглашаются также и педагоги, работающие с этими детьми, а также начинающие педагоги.

 

2 раздел. Работа с педагогами.

В образовательном учреждении главным лицом всегда выступает педагог. Его профессиональное мастерство, эрудиция, культура являются решающими факторами в результативности работы по развитию индивидуальности человека и субъективного начала в нем, наиболее полному раскрытию индивидуальности ребенка (И.В.Дубровина, 1991). «В системе сопровождения педагог является одним из главных «сопровождающих»: он реализует рекомендации специалистов в повседневной работе  с ребенком» Л.М.Шипицына.

Работа с педагогами предусматривает обсуждение результатов диагностики каждого ребенка, определение зоны его актуального развития и зоны ближайшего развития, выработку направлений развивающей работы с каждым ребенком, обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с ребенком, ее эффективности. С педагогами проводятся семинары-практикумы, консультации, направленные на повышение профессионально-педагогической компетентности.

 

3 раздел. Работа с детьми.

Раздел работы с детьми имеет 3 блока:

—   Диагностический;

—   Развивающая работа;

—   Анализ результатов.

Ожидаемый результат: активизация познавательного интереса, преодоление трудностей, развитие эмоциональной сферы, … каждого ребенка.

 

Диагностический раздел.

Диагностика является начальным этапом работы с ребенком. Основной ее задачей является вычленение проблем ребенка, его возможностей в преодолении этих проблем. Диагностика проводится каждым специалистом, и результаты ее обсуждаются на психолого-медико-педагогическом консилиуме, на котором принимается решение о сопровождении ребенка и посещение им занятий в развивающей группе. В группу зачисляются дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере, нарушения речи, поведенческие нарушения. Для диагностики используются следующие методики:

«Пирамидка»;

«Коробочка форм»;

«Разрезные картинки»;

«Сюжетная картинка»;

Наблюдение за ребенком в деятельности с целью определения сформированности коммуникативных, игровых  навыков, состояния эмоциональной сферы, наличия познавательного интереса.

 

Развивающая работа.

Развивающая работа в группе представляет собой совместно разработанный специалистами комплекс занятий. Комплекс состоит из 16 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю с ноября по март месяц. На каждом занятии одновременно работают педагог — психолог, учитель – логопед, музыкальный руководитель, педагог комнаты развивающего обучения. На занятиях используется постоянно действующий персонаж Эльчик – «электронный человечек». Педагог комнаты развивающего обучения подбирает электронный материал и выводит на экран необходимые изображения, музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального материала и музыкальное сопровождение. Педагог – психолог и учитель – логопед в зависимости от решаемых на занятии задач делят роли ведущей и персонажа. Занятия имеют определенную структуру.

 

Структура занятия:

1.Вводная часть.

  • Ритуал приветствия. Постановка проблемы.

2. Основная часть.

  • Разминка, состоящая из кинезиологических упражнений.
  • Выполнение игровых заданий с персонажем.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Релаксация.

3. Заключительная часть.

  • Получение обратной связи.
  • Ритуал расставания.

 

Занятия проходят в игровой форме, динамичны при положительном эмоциональном фоне. Дети являются непосредственными участниками событий, что служит активизации их познавательного интереса, вызывает эмоциональный отклик, активизирует речь. Занятия способствуют снятию телесных зажимов, раскрепощению, формируют коммуникативные навыки, умение осознавать свое эмоциональное состояние. На каждом занятии проводится работа по обогащению словарного запаса детей. Задания подбираются таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал себя успешным, и выстраиваются с учетом зон актуального и ближайшего развития каждого ребенка.

Развивающая группа состоит из 6 детей, что дает возможность специалистам оказывать индивидуальную помощь ребенку при затруднениях.

Выбирая место для проведения занятий, нами единодушно было принято решение проводить занятия в центре развивающего обучения (ЦРО).  Занятия в ЦРО всегда имеют повышенный интерес у дошкольников. Работа с семьями детей (индивидуальное консультирование, анкетирование, анализ социального положения семей) показала, что дети в большинстве своем знакомы с компьютером и проявляют повышенный интерес к занятиям с использованием компьютера.

Занятия разработаны и проводятся совместно группой специалистов: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, педагогом ЦРО.


ТЕСТОПЛАСТИКА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Вышемирская Е.В., воспитатель, Мясникова А.Е., воспитатель

 

“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.

 

В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Отрыв от дома, близких и родных и встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезным психогенным фактором, рассматриваемым малышом как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход, новая попытка “разрыва пуповины”, был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от нас, педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Существует большое количество программ по проведению адаптации детей к дошкольному учреждению, но не в одной из них не описано, как можно адаптировать детей используя технологию тестопластики. Для этого на базе нашей группы была разработана программа «Тестотерапия, как средство оптимизации адаптационного периода детей раннего возраста».

Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок  поступая в ДОУ, вовлекается в социальные отношения между детьми, педагогами и родителями, приобретая при этом огромное количество отрицательных эмоций. Используя тестопластику в период адаптации, ребенок пропускает свои негативные эмоции через тесто,  тем самым отрицательные эмоции, печаль по дому перерастает в эмоциональное благополучие и душевное спокойствие.

Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей, так как тесто экологически безвредный для детей раннего возраста, так как дети этого возраста все пробуют на вкус, а также ему легко придать любую форму. Именно это свойство откроет для себя ребенок, взяв в руки неизвестный материал и испытав новые ощущения, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции адаптируемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Новизна программы. Данная разработка является не только предметом по снижению адаптационного стресса, но и позволяет заглянуть глубже, позволяет совершенствовать навыки лепки, расширять представления об окружающем мире, а самое главное развивать мелкую моторику рук, что особенно важно, как в младшем дошкольном возрасте, так и в дальнейшем обучении.

Объединив поставленные задачи в единую цель мы добьемся отличных результатов: во первых адаптация пройдет наиболее благополучно и легко, а во вторых, время затраченное ранее на адаптационный период мы направим на развитие и обучение детей.

В традиционной педагогике занятие лепкой начинаются с 2 лет, но мы считаем, что это не правильно, заниматься лепкой можно с года, на этом наша программа и основана.

Мы расскажем, как, играя с малышом, обучить его лепке из солёного теста, взяв в руки неизвестный материал, ребёнок испытает новые ощущения. Движение пальцев тесно связано с речью. Тактильные ощущения имеют большое значение для умственного развития детей раннего возраста, они несут в речевой центр дополнительную энергию, способствующую его формированию. Функция руки и речи развиваются параллельно.

Все это заставляет обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит и мышление. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой, умственной и психических функций.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми.

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Вначале длительность занятий составляет около 5 — 10 минут, постепенно время их проведения можно увеличить.

Таким образом, используя эту программу, мы поможем детям, поступающим в дошкольные учреждения снять адаптационный стресс, развивать мелкую моторику рук, речь, помочь детям овладеть навыками лепки.

Эта программа рассчитана на тех педагогов дошкольных учреждений и родителей которые творчески относятся к своему делу и ориентированы на реальные интересы ребёнка, на тех кому важно обеспечить полноценное развитие в условиях эмоционального благополучия.

Цели программы:

Помочь ребёнку снять эмоциональное напряжение в период адаптации, формировать навыки здорового образа жизни детей.

 

Задачи программы

  • Познакомить детей с нетрадиционным материалом для лепки – солёное тесто.
  • Познакомить детей со свойствами солёного теста: мягкое, тёплое и т.д.
  • Познакомить детей с разными способами лепки: отщипывание, сплющивание, шлёпанье и т.д.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать  и закреплять сенсорные эталоны у детей.
  • Формировать нравственные нормы и представлений у детей раннего возраста (дружелюбие, сочувствие и т.д.)
  • Расширять представления детей об окружающем мире.

 

Ожидаемый результат

  • Адаптация к новым условиям должна пройти более мягко и комфортно.
  • У ребенка развивается речевая, умственная и психическая функция.
  • Ребенок раскроет свой творческий потенциал.
  • Ребенок сможет применить полученные знания и умения на практике.

Структура занятий

1.  Вводная часть

  • организационный момент
  • двигательная активность

2.  Основная часть

  • повторение
  • новый материал
  • закрепление

3.  Заключительная часть

  • дыхательная гимнастика
  • пальчиковая гимнастика
  • релаксация

 

Занятия можно проводить индивидуально или в небольшой группе. Педагог должен сидеть за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку. Вначале длительность занятий составляет около 5 — 10 минут, постепенно время их проведения можно увеличить. Чтобы закрепить навыки малышей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет несколько раз, используя его на разных занятиях. Занятия проходят в виде игры и сопровождаются комментариями взрослого.

Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей.

Таким образом, при использовании тестотерапии мы учим и закрепляем основные цвета; обогащаем  опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка; подготавливаем руки к работе с более тугими материалами (пластилином и глиной); активизируем мелкую моторику рук; способствуем  развитию воображения, памяти, внимания и это может стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребенка; формируем эмоциональный и речевой контакт с взрослым; стимулируем понимание речи и активную речь самого малыша; приучаем  ребенка к аккуратной работе за столом.

Инструменты и материалы

  • Маленькие скалочки.
  • Противень
  • Баночка с водой
  • Кисточка для смачивания теста
  • Ситечко
  • Чесноковыжималка
  • Формочки для вырезания теста
  • Фольга
  • Небольшой ножичек и стеки
  • Крышки от бутылок и сами бутылочки
  • Ручки, карандаши
  • Подкладные доски
  • Мелкие игрушки из шоколадных яиц

Все это понадобится вам в процессе работы. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.

Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков (можно использовать все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался рельефным.

Диагностика

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.

Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.

Целью нашего сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка раннего возраста.

Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к детскому саду, оценки уровня развития малыша, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации.

По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаем выводы, заключения, даём устные и/или письменные рекомендации родителям по наиболее эффективному простаиванию дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в группе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми, пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

Так же мы проводили сравнительную диагностику на начало и конец года по овладению детьми сенсорными способностями. Ведь своевременное сенсорное восприятие на раннем возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной ориентировки в окружении, эмоциональной отзывчивости, полноценного развития ребенка.

Наша работа  направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста. В настоящее время эта помощь оказывается на консультативном уровне: индивидуальные и групповые консультации, информация в “уголках родителей” (стендовые консультации, информационные листки, памятки и т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности и т.д.). В дальнейшем планируем организовать в детском саду Школы молодых родителей, где родители смогут поделиться опытом, получить необходимые теоретические знания и практические навыки взаимодействия с детьми.

Наша работа в диагностическом направлении обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям.

Диагностика осуществляется нами в ходе анкетирования и бесед с родителями, индивидуального педагогического обследования уровня психофизического развития ребенка (заполнение карты психофизического развития ребенка по эпикризным срокам (авторы Н.М. Аксарина, К.Л. Печора), углубленного психолого-педагогического обследования ребенка (по методикам Н.В. Серебряковой, Е.О. Смирновой, Е.А. Стребелевой), в ходе наблюдений за ребенком.

Диагностическая функция является базовой по отношению ко всем остальным функциям службы, определяя содержательную основу их реализации.

В профилактическом направлении мы работаем на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.

Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия.

На данном этапе мы ставили перед собой задачу обобщить, систематизировать накопленный опыт, методы и формы работы с детьми раннего возраста, а также выстроить систему действий по становлению службы сопровождения развития ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

В данный момент эта система осуществляется так:

  • Система психолого-педагогического сопровождения:
  • Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад).
  • Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад.
  • Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.
  • Наблюдение за детьми в группе.
  • Беседы с родителями и воспитателями.
  • Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ.

Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.

Нами заполняются  карты психофизического развития ребенка раннего возраста с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка). (приложение 5)

Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.

Используя тестотерапию в период адаптации можно сказать, что это великолепный способ снять физическое и психическое напряжение детей в адаптационный период.

 

 

 

 

 

Print Friendly, PDF & Email